Моя младшая сестра Полинка очень любит подхватывать и повторять то, что говорят старшие. Это у всех маленьких такая манера... Я думаю, у них это от недостатка собственных мыслей происходит. Мама говорит, что даже я, когда был маленьким, тоже любил чужие слова повторять. Проверить это, конечно, трудно, но я верю маме... Впрочем, дело совсем не в этом. Дело в том, что однажды Полинка услышала, как мама говорила обо мне по телефону:
— Я Севой в основном довольна! — Мама всегда довольна мною только «в основном». — Но одно меня огорчает... Это его пренебрежительное отношение к сестре. Что вы там ни говорите, а он, к сожалению, пока что плохой брат!
Полинка подхватила эти слова (маленькие почему-то прежде всего подхватывают дурное!) и с тех пор так и стала меня называть — «Плохой брат». Прихожу, например, я из школы, а она кричит: «Ура! Плохой брат пришёл!» Звонит мне кто-нибудь, а она отвечает: «Плохого брата дома нет».
Так бы это безобразие и продолжалось до сих пор, если бы не Колька Орешкин. Колька — наш сосед. Он живёт в квартире напротив. Мы с Колькой родились в один год и даже в один месяц. Только я родился на двенадцать дней раньше.
Значит, я всё-таки старше! Но Колька этого не понимает и всё норовит меня в чём-нибудь обскакать.
Вот, например, он первым выучился ходить на руках и прошёл вверх ногами во дворе от одной скамейки до другой. Я три дня упорно тренировался и прошёл на руках от скамейки до самого нашего подъезда. Побил Колькин рекорд! Однажды Колька, ни слова не говоря, взял да и решил десять арифметических задач, которых нам «на дом» не задавали. Ну, я два дня просидел — и решил двадцать задач! Опять Кольке не уступил. Мама говорит, что у нас получается «Очень полезное соревнование».
Вы, наверное, думаете: какое это имеет отношение к моей младшей сестре Полинке? Сейчас узнаете.
Однажды Колька приходит ко мне и, победоносно поглядывая по сторонам, сообщает:
— А я, между прочим, своего Павлика читать научил! Он сегодня три с половиной сказки сам прочитал.
Павлик — это Колькин братишка. Ему недавно шесть лет исполнилось. А нашей Полинке всего пять! Но я почему-то очень огорчился: «Как же так? Колькин брат уже умеет читать, а моя сестра ещё нет?!»
В тот же день я усадил Полинку за алфавит.
Первое время дело у нас подвигалось очень медленно. Полинка из-за своей несознательности всё ещё продолжала увлекаться куклами, зайцами... Я даже пытался один раз спрятать её игрушки. Но она подняла рёв и крик на всю нашу квартиру. Полчаса повторяла она одно и то же слово: «Отдай! Отдай!..» Мама сказала, что я мучаю ребёнка, — и пришлось игрушки отдать.
Целый день я ломал себе голову над тем, как бы мне обучить Полинку грамоте «скоростным методом» и заткнуть за пояс Колькиного братца. Наконец, я придумал!
Полинка хочет играть? Очень хорошо. Мы будем с ней играть в школу!
С того дня всё шло как по маслу. Полинка набивала мой портфель разными книжками и, походив с ним немного по улице, возвращалась домой. Только это был уже не дом, а школа, Полинка садилась за парту, я давал звонок... И урок начинался! Я расхаживал по комнате, как наш учитель... Поглаживал воображаемые усы, вызывал Полинку к доске, ставил ей отметки и даже предупреждал, чтобы она не слушала подсказки, хотя в комнате нас было двое.
Полинка приходила в восторг! И мне было интересно (Кольке я, конечно, в этом никогда не сознаюсь!). Когда я садился за свои собственные, уже взаправдашние, уроки, Полинка всё ещё продолжала играть в школу. Только учительницей была она сама, а учениками — куклы, зайцы и мишки.
Колька не догадался учить Павлика по моему методу. И поэтому, когда мы устроили экзамен на быстроту чтения, моя Полинка на первой же странице обогнала Павлика...
Потом уж я поделился с Колькой своим «скоростным методом».
Так я научил Полинку читать. И сам очень привык с ней возиться... Мы продолжали играть в школу. Но появились у нас и другие игры. Например, мы стали играть в больницу. Я был известным хирургом. Сестра приводила ко мне своих кукол, зайцев и мишек, — я пришивал им головы, уши, заново рисовал им глаза, которые были смыты водой или попросту стёрлись.
Так Полинка перестала называть меня «плохим братом». Правда, и «хорошим братом» она меня называть не стала, а зовёт просто по имени — Севой... И мне это нравится!
Алексин Анатолий. Самый счастливый день / А. Алексин ; рис. В. Гальдяева. – М. : Малыш, 1976. – 71 с. : ил.
Ресурс надано Краматорською міською центральною бібліотекою для дітей ім. О. С. Пушкіна
Текст читає: Якименко Ніна Іванівна, головний бібліограф